Мастер-класс, Мероприятия
По следам Мастера
30 ноября 2022 года Мозырский музыкальный колледж принимал почётного гостя Юрия Васильевича Шишкина. Замечательный педагог, профессор Харьковской и Шанхайской консерватории, доцент Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, баянист с огромным багажом опыта провёл четырёхчасовой мастер-класс. Талантливый педагог поделится мыслями о своей главной любви – Музыке, раскрыл секрет своего успеха.
Предлагаем Вам цитаты – выдержки его выступления.
«Артист должен уметь говорить, общаться, а не только нажимать клавиши. В его выходе на сцену – уже видны его намерения и мотивация»
«Как сохранить интерес у публики к твоей фразе, к музыкальной линии? Надо сохранить резерв динамики»
«Твой звук – это ты. Он не может быть другим, за него невозможно спрятаться как за ширму. Если ты пустой, ты даёшь пустоту – пустоту и получаешь. Читай, слушай, мысли, развивай себя и с этим выходи на сцену»
О динамике в кульминации: «Ошибка исполнителей в том, что практически все думают о вершинах, но никто о подножьях»
«Кульминация – это динамическая площадка, а не одна нота!»
О перспективе в динамике: «Богатый кто? Кто умеет экономить? Нет, тот кто умеет тратить!»
«На каждую фразу у тебя должно быть 2-3 варианта исполнения. Посмотри на неё по-разному, разверни, преосмысли и с этим приходи на урок. Задача наставника – подсказать какой вариант наиболее убедителен»
«Предсказуемость исполнителя – самая страшная для него вещь! Это когда публика понимает, что будет в следующей ноте и теряет интерес»
«При изучении пьесы исполнитель должен пройти «путь сценария», т.е. найти драматургию, создать концепцию, а выбирая средства музыкальной выразительности, ответить на вопрос “зачем?” Историю надо не только придумать, но и прожить её»
«Чувство, пропущенное через сердце, подскажет какой динамикой пользоваться. Один мозг ничего не решает»
«В исполнении главное – чувство, логика, убедительность, целесообразность, согласованность всех элементов»
«Нюанс, написанный композитором (например, forte) – это только направление. А ты уже выбираешь характер forte, его интенсивность»
«Исполнительство основывается на трёх китах: интеллект, чувства, техника. Нельзя заботиться о чем-то одном. Всё должно развиваться в равной степени»
«Хочешь интересно сыграть пьесу – «оркеструй» её!»
С чего начинается новый день исполнителя: «Воспитание пальцев, а не просто их разогрев. Пальцы – наши солдаты, мы ими командуем. И как они нас слушаются – таков и исход сражения. О какой победе может идти речь, если каждый делает что хочет?»
«Мелодия – царица Музыки. Надо её «очистить» от всего лишнего»
«Сначала учись играть правильно, а потом уже хорошо»
«Аппликатура сама по себе должна создавать пение на инструменте»
«Музыка не живёт в коротких нотах, это не её дом! Хочешь больше музыки – удлинняй штрих»
«Ещё ни один акцент не сделал Музыку счастливой»
«Каждый последующий инструмент, который ты приобретаешь, должен быть на голову выше предыдущего. Это условие твоей эволюции»
«Меня никто не упрекнёт в отсутствии штриха, но упрекнут в отсутствии Музыки!»